16
августа
2016
21:00

Эффект Кулешова

15852
Материал редакции
Категория: Кино
0b070fc402056185

программа Советского немого кино в озвучке современных музыкантов

В августе в летнем кинотеатре МУЗЕОН в третий раз пройдет «Киноозвучка» – программа показов-концертов, совмещающая советский киноавангард 20-х и 30-х годов с авангардом современным – живыми выступлениями, на которых приглашенные музыканты создают новую музыку к немым фильмам, давно ставшим классикой.

В этом году в программу вошли пять картин, связанных с одним из главных людей советской кинематографии начала века – Львом Кулешовым. Как и раньше, фильмы подобрал Алексей Артамонов (журнал «Сеанс»), а куратором музыкальной части выступил Андрей Морозов (центр «Марс»), пригласивший озвучить Кулешова, Пудовкина и Барнета не только российских волшебников звука – Holypalms, NV и Foresteppe – но также американца Umberto и шведский фри-джаз квартет Nacka Forum.

Знаменитый «эффект Кулешова» фиксирует простую мысль: содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл предыдущего. Трудно подобрать идею, которая была бы настолько же созвучна идеологии «Киноозвучки» – приглашая современного зрителя задуматься вместе с музыкантами о том, как сегодня может звучать кино, снятое почти столетие тому назад, кураторы возвращают зрителю картины, несущие в себе энергию и идеи одного из самых плодотворных периодов в истории отечественного искусства. И доказывают, что время – условность, которую искусство легко может преодолеть в диалоге, рождая новые смыслы.

летний кинотеатр музеон

2 – 27 августа, в 21:00

вход по билетам


Расписание

27 августа, 20:30 Ночь кино в МУЗЕОНЕ

Поцелуй Мэри Пикфорд / Сергей Комаров, 1927

Озвучка: Nacka Forum (Швеция)

Перейти к заказу билетов

23 августа, 21:00

Сорок сердец / Лев Кулешов, 1931

Озвучка: NV

16 августа, 21:00

Луч смерти / Лев Кулешов, 1925

Озвучка: Umberto (США)

10 августа, 21:00

Девушка с коробкой / Борис Барнет, 1927


Озвучка: Foresteppe

2 августа, 21:00

Потомок Чингис-Хана / Всеволод Пудовкин, 1928

Озвучка: Holypalms


Программа

27 августа – День российского кино, 20:30

Фильм: Поцелуй Мэри Пикфорд / Сергей Комаров, 1927

Режиссерский дебют Сергея Комарова, одного из ведущих актеров мастерской Льва Кулешова. Немое кино о кино, сатирическая комедия о ненормальном увлечении знаменитостями. В главных ролях — Игорь Ильинский и Анель Судакевич.

20 июля 1926 года в Советский Союз на гастроли приехали Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд. В 1920-е годы американское кино часто демонстрировалось на экранах советских кинотеатров, и звезды Голливуда в нашей стране были не менее популярны, чем у себя не родине. Впечатления от визита Пикфорд и Фэрбенкса легли в основу комедии, высмеивающей преклонение некоторых киноманов перед экранными кумирами.

В фильм были вставлены кадры кинохроники пребывания голливудских актеров в СССР, в том числе и попавший в объектив момент, когда Пикфорд поцеловала одного из своих поклонников во время поездки по Украине.

Озвучка: Nacka Forum (Швеция)

Шведский квартет Nacka Forum — детище саксофониста Йонаса Куллхаммера, резидента важного джазового лейбла Clean Feed. В состав ансамбля входят импровизаторы мирового уровня — басист Йохан Бертлинг, участник группы Fire!, барабанщик Крестер Осгорд, игравший с легендой европейского джаза Лютером Томасом, и трубач Горан Кайфец, участник биг-бэнда Angels 9.

Уже четвертый альбом подряд Nacka Forum записывают смелый и шутливый фри-джаз и хулиганят в свое удовольствие: например, могут поставить на обложку скриншот котика из несуществующего видео на youtube. Однако звучат их импровизации сложно и витиевато. Группа Куллхаммера способна на многое: и обыграть би-боб, и удариться в спиритический джаз, и свободно пройтись по классике фри, ехидно спрятав фигу в кармане.


Куратор кинопрограммы – Алексей Артамонов (журнал «Сеанс»)

Куратор музыкальной программы – Андрей Морозов (Центр «Марс»)

Программа составлена совместно с журналом «Сеанс




Генеральные информационные партнеры Парка искусств МУЗЕОН



Информационные партнеры Летнего кинотеатра МУЗЕОН


ПРОШЕДШИЕ ПОКАЗЫ

23 АВГУСТА, 21:00

Фильм: Сорок Сердец / Лев Кулешов, 1931

Черно-белый документальный фильм Льва Кулешова, в котором документальные кадры соединены с постановочными, а также мультипликационными вставками, выполненными одним из основателей советской мультипликации Иваном Ивановым-Вано. Последняя немая картина режиссера.

Фильм был снят к 10-летию плана ГОЭЛРО. Сорок сердец — это строящиеся в соответствии с планом сорок районных электростанций. Типичный образчик «политпросвета», но сделанный мастером кино.

Несмотря на явную пропагандистскую направленность, фильм не был выпущен на экран, — как и некоторые другие работы Кулешова, которого начали обвинять в злостном формалистическом трюкачестве, искажении советской действительности, буржуазных влияниях и тому подобных грехах (все это, впрочем, не помешает ему стать директором ВГИКа в 1944 году).

Озвучка: NV

Сольный проект Кати Шилоносовой, лидера громкой гитарной рок-группы Glintshake. Дебютный альбом Binasu вышел в этом году на американском лейбле Orange Milk Records и среди любителей отечественной музыки стал маленькой сенсацией. Музыка у NV совершенно нездешняя — эти неземные поп-песни, придуманные под влиянием японской музыки 80-х, моментально покоряют мелодичностью и красотой.

Катя Шилоносова является одним из участников московского Scratch Orchestra, исполняющего современную академическую музыку. Кроме того она с отличием закончила японскую Red Bull Academy и в этот же год отыграла свой лайв на крупном европейском фестивале электронной музыки Sonar. По словам Кати, звуковая дорожка к фильму «Сорок Сердец» будет собираться по крупицам — в основу саундтрека лягут импровизации и сосредоточенное служение картинке на экране.

16 АВГУСТА, 21:00

Фильм: Луч смерти / Лев Кулешов, 1925

Картина творческой мастерской Кулешова, поставленная по сценарию Всеволода Пудовкина. Главные роли в фильме исполнили Всеволод Пудовкин, Сергей Комаров, Владимир Фогель, Александра Хохлова.

Советским инженером Подобедом был изобретен «Луч смерти» – аппарат, взрывающий горючие смеси на расстоянии. Агенты вражеской разведки (действие фильма происходит в одной из капиталистических стран) крадут изобретение, и оно становится орудием подавления рабочей забастовки.

Этот детектив, снятый в фирменной кулешовской манере, сочли неудачей – после него мастерская Кулешова фактически распалась. Однако Шкловский писал, что «без «Луча смерти» – вещи, сделанной на совершенно условном материале, – не было бы «Матери» Пудовкина, в которой он применил свой опыт и опыт Кулешова уже на материале бытовом».

Озвучка: Umberto (США)

Резидент лейбла Not Not Fun американец Мэтт Хилл очень любит саундтреки к хоррор-фильмам, зомби-триллерам Ромеро и остросюжетным боевикам Джона Карпентера. Их влияние чувствуется в его музыкальном проекте Umberto, где есть все, за что такие саундтреки любят: синтезаторный дарквейв, изменчивый синти-поп и мрачное, томное итало-диско.

Последний альбом — «Отчуждение» (на обложке название написано, кстати, по-русски) — можно представить своеобразной звуковой дорожкой к творчеству Анны Ахматовой, которым Хилл вдохновлялся во время записи.

10 АВГУСТА, 21:00

Фильм: Девушка с коробкой / Борис Барнет, 1927

Первая самостоятельная режиссерская работа Бориса Барнета. Фильм сделан по заказу Наркомфина СССР с целью пропаганды государственных выигрышных займов, однако Барнет легко развернул сюжет в сторону лирической комедии – одной из первых в советском кино.

Барнета, профессионального боксера, в кино привел Лев Кулешов, когда «искал натурщика на роль ковбоя». Однако в противовес заветам своего учителя и модной тогда установке на монтажное кино, Барнет делал упор на мизансцену, общие планы, актерскую игру и раскрытие характеров. Работая над этой картиной, отлично передающей атмосферу НЭПа, он щедро пользовался приемами комедии положений и фарсовыми трюками. Но главным его достижением стало открытие новой территории – бытовой комедии, которую он и будет разрабатывать в дальнейшем.

Озвучка: Foresteppe

Музыка Егора Клочихина подкупает хрупкостью. Новосибирский музыкант создаёт акустический фолк посредством самых разных инструментов и объектов (чаще всего — крошечных размеров) — музыкальные шкатулки, детское пианино, пастушьи рожки, акустическая гитара, кассеты с полевыми записями. Словом, всё то, из чего складывается самый интимный звук. Эта музыка идет от природы: за впечатлениями музыкант отправляется в просторные сибирские леса. Их свежий воздух чувствуется в живых сетах Forsteppe.

Музыка Егора Клочихина была с теплотой принята на Западе — в прошлом году он успел выступить на крупнейшем фестивале электронной музыки CTM. В России же Егора можно было встретить в Николе-Ленивце на Ночи Новых Медиа и в Москве на фестивале Fields.

2 АВГУСТА, 21:00

Фильм: Потомок Чингис-Хана / Всеволод Пудовкин, 1928

Фильм Всеволода Пудовкина о монгольском национально-освободительном движении начала 20-х годов – заключительная часть его революционной трилогии («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»). Сценарий создан Осипом Бриком и Иваном Новокшоновым по мотивам повести последнего «Потомок Чингис-Хана».

Во время киноэкспедиции в азиатские степи был накоплен ценнейший фольклорный материал. По словам режиссера, сценарий рос вместе с живыми наблюдениями за уникальной буддийской культурой Монголии, ее жизнью и бытом, сохранившим признаки родового строя.

Фильм имел большой успех не только в Советской России, но и почти во всей Западной Европе – за исключением Великобритании, где был запрещен цензурой. В результате обретший мировую известность исполнитель главной роли Валерий Инкижинов – бывший студент Мейерхольда и, как и Пудовкин, Кулешова – остался в Париже.

Озвучка: Holypalms

Сольный проект гитариста группы USSSY Павла Еремеева, лихо смешивающий танцевальные индийские ритмы с рагами и шумным афро-роком. Ключевой инструмент в Holypalms – баритон-гитара, звучащая то зловеще грязно, то гипнотически-спокойно. Важную роль играет ритм: спрограммированный Павлом в одиночку бит здесь звучит как народный оркестр – нетрадиционно, ломано и горячо. Это громкая и бешеная музыка: к середине концерта даже самые скромные пускаются в пляс, хотя в более тихие моменты Еремеев гипнотизирует слушателя то индустриальным шумом, то поднебесным эмбиентом.

Второй альбом Holypalms уже записан и готовится к выходу на молодом и прогрессивном итальянском лейбле Artetetra.

комментарии:

V36x36_default_avatar

Katerina Kulik

Билеты на 2.08 - сервис временно недоступен.
V36x36_e9364f5624e386ef

Администрация

Попробуйте еще раз, должно работать.
V36x36_default_avatar

Дмитрий Шереметьево

Были на показе 16 августа, сама идея интересная и может захватить большую аудиторию, но вот озвучка музыканта Umberto, меня просто не порадовала, он был отдельно от сюжета, работал по своему сценарию и думаю даже не понимал , что происходит на экране. Несколько раз его композиция цеплялась за сюжет и в этот момент становилось интересно -но не долго.
V36x36_515fcce6f0d34433

Evgenia

Добрый день! Сеанс 27 августа со свободным входом?
V36x36_e9364f5624e386ef

Администрация

Добрый день! Да, это будет бесплатный показ в рамках акции «Ночь кино». Подробнее тут: http://www.muzeon.ru/articles/598-noch-kino-effekr-kuleshova
V36x36_default_avatar

Stanisław Rusyatinsky

Здравствуйте! Скажите почему нет билетов на 27 августа?
V36x36_e9364f5624e386ef

Администрация

Добрый день! Это будет бесплатный показ в рамках акции «Ночь кино». Подробнее тут: http://www.muzeon.ru/articles/598-noch-kino-effekr-kuleshova