14
июля
2015
22:00

Говорящее кино

7511
Материал редакции
Категория: Кино
656180233e223452

летний кинотеатр музеон покажет программу современного киноавангарда

XVI Медиа Форум

37 Московский Международный Кинофестиваль

Фильмы-эссе, фильмы-дневники, фильмы-признания, фильмы-поэмы — все они используют возможности закадрового текста, но делают это по-разному. Где-то это лирический авторский комментарий к изображениям, снятым и разложенным режиссером на монтажном столе. Где-то — критический контрапункт к тому, что мы видим на экране. Где-то — поэзия, таящаяся в обыденных вещах и извлекаемая из каждодневной жизни. А где-то — способ сконструировать особый тип субъективности, позволяющий по-новому взглянуть на историческое прошлое и эмоционально к нему приобщиться.

Эта программа посвящена разным тактикам «говорящего кино», которые объединяет лишь то, что в них есть «тело» фильма и есть его «голос». Она представляет собой вольный срез современного киноавангарда, выходящего за рамки как традиционного развлекательного кино, так и фестивального арт-мейнстрима. Подобные фильмы зачастую проходит мимо зрителя, оставаясь уделом небольшого круга синефилов и гетто специализированных фестивалей.

Скромная подборка представляет лишь некоторые примеры достижений такого кинематографа за последние годы, которым мы решили дать голос в общественном пространстве и познакомить с ними широкую публику. Однако вместе они выстраиваются в логическую цепочку: от личного — к общественному, от персонального рая в настоящем — к милитаристской ксенофобии и фашистскому аду прошлого, от романтизма — к безжалостной социальной критике, от индивидуализма — к тоталитаризму. И тому, и другому служат слова, союз которых с изображением способен менять смысл образов, порой до противоположного.

Алексей Артамонов

Рецензии и самые актуальные новости о показах в нашей группе Facebook. >Вступайте<


14 июля, 22:00

Земля варваров / Pays Barbare

Эрвант Джианикян и Анджела Риччи Лукки, Франция, 2013, 65 мин.

Билеты

Эрвант Джианикян и Анджела Риччи Лукки — ветераны found footage документалистики; они уже многие годы создают из архивных материалов критические эссе, в основном антиколониального и антимилитаристского толка. Последний фильм этой пары — ошеломляющий пример такой работы. Используя частную хронику, закадровый комментарий и песни по текстам Анри Мишо, они рассказывают о брутальности итальянского империализма 20 - 30-х годов. Нерв этого фильма в смещении привычной траектории зрения: этнографические снимки обнаженных африканских женщин в «варварской» Эфиопии говорят нам скорее о природе колониального взгляда, в то время как фотографии итальянских господ из личных архивов предстают материалом историческим и политическим. Где пролегает граница между варварством и цивилизацией? Как это соотносится с настоящим? Итальянские художники и режиссеры подводят нас к тому, что в каждой эпохе живет свой фашизм.

Фильм будет демонстрироваться на французском языке с русскими субтитрами. Участник Международных кинофестивалей в Локарно, Торонто, Турине.


прошедшие показы

23 ИЮНЯ, 22:00

Рай / Le Paradis

Ален Кавалье, Франция, 2014, 70 мин.

Утонченный, независимый и, по выражению президента Каннского кинофестиваля Жиля Жакоба, свободный как птица, 83-летний мэтр французского кино Ален Кавалье уже не первый год создает свои видео-эссе лишь с помощью ручной видеокамеры, находя поэзию в самых неожиданных и обыденных местах (например, общественных туалетах). «Рай» — медитация о жизни и смерти, смесь ежедневных наблюдений, воспоминаний, библейских и античных притч, главные роли в которой играют маленький робот, заводной гусенок и мертвый птенец павлина — райской птицы. С помощью закадрового текста ему неизменно удается воссоздать свой внутренний мир в объектах, попадающих в поле зрения камеры. В этом фильме, пользуясь минимальными средствами, ему удалось сотворить свой персональный рай.

Фильм будет демонстрироваться на французском с русскими субтитрами.

Вошел в десятку лучших фильмов 2014 года по версии журнала Cahiers du Cinéma. Участвовал в программе Международного Роттердамского кинофестивля.


26 июня, 22:00

Невошедшие кадры из жизни счастливого человека / Out-takes from the Life of a Happy Man

Йонас Мекас, Великобритания, 2012, 68 мин.

Законченный за несколько месяцев до 90-летия Йонаса Мекаса, этот фильм — последняя часть его кино-дневников. Кинопоэма, по духу и форме близкая к его стихам, похожая на все остальные его работы — и в то же время совершенно иная. Выцветшие кадры эфемерной красоты, которую Мекас искал на протяжении всей своей жизни, сопровождаются лирическим закадровым комментарием, а так же цифровыми съемками итоговой работы за монтажным столом. Это прощальный взгляд на собственное творчество, кино, жизнь и тех, с кем ему посчастливилось ее разделить. Однако голос Мекаса, всегда занимавшегося сотней дел одновременно, по-прежнему полон витальности. Он все еще бодрее многих.

Фильм будет демонстрироваться на английском языке с русскими субтитрами.

Участник Международного Венского кинофестиваля.


30 июня, 22:00

Иначе, Молюссия / Auterment, La Molussie

Николя Рэй, Франция, 2012, 81 мин.

Фильм французского авангардиста Николя Рэя снят на просроченную 16-миллиметровую пленку, что придало его изображению особую живописную текстуру, и состоит из 9 частей, комбинируемых случайным образом для каждого показа. В 8 из них использованы фрагменты романа Гюнтера Андерса, вскрывающего фашистское нутро капитализма, и наоборот. Марксистская диалектика сочетается здесь с крайне необычной кинематографической чувственностью, а смелые эстетические поиски с уникальным экспериментом по работе с текстом, который для российского показа перевела Татьяна Баскакова, филолог, знакомый с текстами Андерса.

Фильм будет демонстрироваться с оригинальной пленки 16 мм в присутствии автора, на немецком языке с русскими субтитрами. Участник Международных кинофестивалей в Берлине, Торонто, CPH:DOX, Cinema du Reel.


7 ИЮЛЯ, 22:00

Stemple Pass / Stemple Pass

Джеймс Беннинг, США, 2012, 121 мин.

Stemple Pass — одна из самых значимых и интересных работ Джеймса Беннинга за последние годы. Она посвящена Унабомберу — радикальному террористу-одиночке, гениальному математику, неолуддиту, анархисту и социальному критику, ушедшему жить в леса, а потом объявившего войну цивилизации. В этом фильме Беннинг достиг совершенной чистоты формы: он состоит всего из 4-х тридцатиминутных кадров, снятых с одной точки и показывающих нам местечко у подножья Сьерра-Невады, похожее на то, где жил Тед Качински. Идиллический пейзаж сопровождается чтением его текстов: ранних дневниковых записей, закодированных отчетов об изготовлении первых бомб, знаменитого «Манифеста Унабомбера» и интервью, взятого у него уже в тюрьме. Некоторые материалы до этого никогда не были обнародованы. Взаимоотношения между звуком, текстом и изображением варьируются от ассоциативных связей до радикального контрапункта, а возвышенное ощущение от созерцания природы и конфликт с внедряющейся на ее территорию цивилизацией переданы с помощью чистой длительности, на которую только и способно цифровое кино.

По требованию автора и владельцев прав на используемые в фильме тексты фильм будет демонстрироваться без перевода на английском языке. Участник Международного Берлинского кинофестиваля в 2013 г.


О Медиа Форуме

XVI Медиа Форум Московского Международного Кинофестиваля - это ежегодная параллельная программа кинофестиваля, объединяющая современных художников и режиссёров на пограничной территории кино, видео- и медиа-арта.



Информационные партнеры

////

/////////

Интернет-партнер

Радио-партнер

комментарии: