12
августа
2014
22:00

Кинопоказы с живой музыкой

14811
Материал редакции
Категория: Кино
F5d84c81aef5dbc7

По вторникам в летнем кинотеатре музеона смотрите классику советского немого кино в озвучке современных музыкантов - экспериментаторов

Партнер проекта:

Известно, что немое кино в действительности никогда не было немым: таперы, джаз-бенды 20-х и симфонические оркестры сопровождали показы, импровизируя или исполняя оригинальную, а чаще скомпилированную из чужих произведений музыку. Это делало каждый показ уникальным, неповторимым событием. Однако подход к озвучиванию немых фильмов в большинстве случаев был и остается формальным — композиторы и музыканты чаще всего ограничиваются поиском очевидных эмоциональных эквивалентов сценам из фильмов, упрощая и ритмически направляя зрительское восприятие. И хотя мы можем не обращать особого внимания на музыку, сопровождающую классические немые ленты, сложно переоценить степень ее воздействие — она буквально диктует нам способ видения фильма.

В своей программе мы решили провести эксперимент, предложив абсолютно разным музыкантам создать свою музыкальную интерпретацию шести немых советских фильмов, сознательно исключив из этого списка наиболее очевидные и известные названия. Не давая четких указаний, мы предложили им лишь внимательно отнестись к формальной стороне каждой из этих необычных и примечательных картин, которые сами по себе образуют сложные ритмические и образные рисунки. Возможно, кто-то из них создаст своей музыкой контрапункт к визуальному ряду, кто-то даст новое прочтение советского прошлого, кто-то попытается перевести образы 20-х годов на язык современных музыкальных технологий — так или иначе, мы надеемся, что музыка будет существовать в диалоге с представленными фильмами и не позволит забыть о себе во время просмотра, делая вид, что ее не существует. Сложно предсказать результаты подобной затеи, но одно можно сказать с уверенностью — это будут интересные и уникальные авторские комментарии, выстраивающие свои собственные отношения с этими артефактами самого разнообразного и яркого периода советского кинематографа.

Алексей Артамонов (Музей Кино)

Показы проходят каждый вторник в Летнем кинотеатре МУЗЕОН.

программа

12 августа, вт, 22.00

Фильм: ВЕСНОЙ / Михаил Кауфман, 1929, 62 мин

Шедевр украинского киноавангарда, неигровой фильм, созданный Михаилом Кауфманом, братом и соавтором Дзиги Вертова, в соответствии с авангардистской «теорией киноглаза». В нём показан сейчас почти неизвестный Киев 1929 года.

Михаил Кауфман вошел в историю как оператор фильмов брата, Дзиги Вертова, и так и остался в тени этого великого кинематографиста. Между тем, его фильм «Весной» — забытый и малоизвестный шедевр советской кинодокументалистики начала 1930-х годов — свидетельствует об огромном режиссерском таланте Михаила Кауфмана. «Весной» — это лирический ответ Михаила Кауфмана на фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Автор фильма демонстрирует процесс пробуждения природы, ассоциируя его с пробуждением общества — «весной социалистической страны». Фильм долгое время считался утерянным и только в 2005 году был найден в одном амстердамском архиве.

Озвучка: Рафаэль Антон Ирисарри

Рафаэль Антон Ирисарри — один из наиболее ярких представителей гибридного жанра, сочетающего в себе эмбиент, неоклассику и минимализм. Вдохновляясь, с одной стороны, творчеством классиков вроде Дебюсси, Сати и Вагнера, а с другой — отцами эмбиента Гарольдом Баддом и Робином Гатри, Рафаэль нашел собственную музыкальную формулу: в основе его работы лежит повторение преимущественно простых акустических звуковых фигур, сопровождающееся легкой, едва заметной электроникой, шорохами и полевыми записями. Далекие по форме от песен, его композиции не выражают каких-либо конкретных переживаний, но скорее являются аудио-ландшафтами, полотнами, сотканными из полевых зарисовок и мелодических набросков.

Цена билета – 350 р.

Студентам – 250 рублей, детям до 12 лет – 100 рублей, пенсионерам и инвалидам – 50 рублей.

Бронирование и предпродажа билетов в ИНФОБОКСЕ на Крымском валу. Билеты можно также приобрести перед сеансом в Летнем кинотеатре МУЗЕОН.


5 августа, вт, 22:00

Фильм: ШКУРНИК / Николай Шпиковский, 1929, 76 мин

По рассказу В.Охрименко «Цыбала».

«Приключения обывателя, кочующего в годы гражданской войны по всем фронтам и враждующим лагерям вместе с верблюдом, погонщиком которого он случайно становится. Фильм был запрещен к показу на основании протокола ГРК РСФСР N2974, в котором, в частности, говорится: «...гражданская война рассматривается в фильме только с точки зрения ее темных отвратительных сторон. Грабеж, грязь, тупоумие Красной Армии, местной Советской власти и т.д. Получился скверный пасквиль на действительность того времени...» Фильм представляется для своего времени явлением своеобразным и не вполне типичным. Авантюрный характер сюжета из жизни обывателя, то и дело попадающего в руки красных, белых или зеленых, придает событиям реальной истории характер абсурда» (Е.Марголит, В.Шмыров, «Изъятое кино 1924—1953»).

ВНИМАНИЕ – ИЗМЕНЕНИЕ В ПРОГРАММЕ!

Озвучка: Сергей Загний

Сергей Загний — российский композитор-авангардист, теоретик музыки, доцент Московской консерватории. Сергей начал творческий путь еще в 80-х, успев попробовать себя в различных музыкальных направлениях, включая атональную музыку и электронику. Вместе с тем композитору не раз доводилось писать музыку для театра и кино. Будучи концептуалистом, к каждому своему проекту Загний подходит крайне серьезно, уделяя внимание многочисленным деталям и теоретической стороне вопроса. Среди основных исполнителей сочинений Загния значатся такие люди, как Антон Батагов, Иван Соколов и Наталья Пшеничникова.

Вход свободный.

29 июля, ВТ, 22.00

Фильм: СЧАСТЬЕ / Александр Медведкин, 1934, 62 мин

Подзаголовок: «Сказка о горемычном стяжателе Хмыре, его жене Анне, о сытом соседе Фоке, а также о попе, о монашках и других чучелах».

Отличительные черты медведкинской режиссёрской манеры — экспрессия, эксцентрика, гротеск. В лубочной манере, с многочисленными отсылками к русским сказкам Медведкин рассказывает о злоключениях нищего крестьянина, прозванного Хмырём, до революции и во время коллективизации. Наиболее яркими красками нарисована гиперболизированная картина крестьянского бесправия в царское время. «Счастье» было любимым фильмом Криса Маркера, и его стараниями фильм был поднят на щит французскими левыми как образец подлинно народного фильма, рассчитанного на самый широкий круг зрителей.

Озвучка: Александр Зайцев и Xi Zhuang

Александр Зайцев уже больше 15 лет является участником дуэта «Елочные игрушки», принимал участие в проектах 2HCompany и «СБПЧ». В прошлом году в творческой карьере Зайцева произошло важное событие — он выпустил первую сольную пластинку под названием «AZ». Xi Zhuang — сценический псевдоним москвича Федора Веткалова, который дебютировал в прошлом году с лонгплеем «Pillow Talk». Однако эта пластинка — далеко не первый музыкальный опыт Феди: в прошлом он сочинял музыку для арт-проекта «Ежи и Петруччо» и озвучивал многочисленные театральные постановки. Год назад, объединив усилия, Александр Зайцев и Xi Zhuang открыли собственный лейбл TastesDiffer, посвященный умной и неочевидной электронной музыке.

Вход свободный.

22 июля, ВТ, 22.00

Фильм: ШЕСТАЯ ЧАСТЬ МИРА / Дзига Вертов, 1926, 74 мин

Классик мирового кино Дзига Вертов разослал киноэкспедиции во многие регионы СССР и из снятого материала смонтировал один из своих шедевров— «Шестую часть мира».

В марте 1925 года Дзига Вертову и его группе поручили заказ на киноленту о Госторге, который осуществлял экспорт исконно русских товаров. Понимая рекламный характер работы, Вертов, тем не менее, оценил размах выдвинутых предложений. Съемка фильмов о Госторге велась по всему Союзу: отстрел пушнины на Крайнем Севере, уборка льна на севере и в центральных районах, выращивание овец для выделки каракуля на Кавказе, выращивание хлеба в черноземных и южных житницах, погрузка товаров в крупнейших портах. Да и само название картины мало вязалось с рекламно-госторговскими задачами (уже не говоря о финале фильма с поднимающимися на борьбу народами востока), больше соответствовало вертовским планам — рассказать о человеке, вооруженном киноглазовским зрением.

Озвучка: Метро 3

Группа «Метро 3» образовалась из участников московских коллективов «Бром», «М.М.Д.М», «Рудольф» и Godse. Коллектив сочетает в своём творчестве минимализм, фри-джаз и шумовую музыку. Каждый концерт «Метро 3» — это уникальный импровизационный перфоманс, исполняемый единожды и больше не повторяющийся. Музыканты абсолютно свободны в действии, хотя и обходятся не самым оригинальным инструментарием — трубой, гитарой, электроникой и барабанами. «Метро 3» умудряются создать хрупкую атмосферу чего-то потаенного, отчаянного и опасного. Коллектив создаёт глубоко кинематографичную музыку, придумывая сюжет и даже второстепенных персонажей вместе с уникальными декорациями.

Вход свободный.

22 июля, ВТ, 23.30

Фильм: ОДИННАДЦАТЫЙ / Дзига Вертов, 1928, 53 мин

28 февраля 1928 года Вертов говорил: «Фильм «Одиннадцатый» написан непосредственно киноаппаратом, не по сценарию. Киноаппарат заменяет перо сценариста. «Одиннадцатый» написан 1) на чистом киноязыке, 2) документальном языке — языке фактов и 3) социалистическом языке».

Одиннадцатый год советской власти — период индустриализации, возведения Днепрогэса, других гигантов советской индустрии. Режиссер специально акцентировал внимание на этом неюбилейном, некруглом числе. Здесь не может быть праздничной показухи и казенного официоза. Здесь есть только одно — работа. Неустанное, всеобщее строительство новой, социалистической действительности Украины.

Озвучка: Оцепеневшие

«Оцепеневшие» — проект участников отечественных пост-индустриальных проектов Sal Solaris и Reutoff. Музыканты работают с тяжелым гитарным звуком в широком диапазоне, не минуя при этом эмбиентные поля порой весьма нежного свойства; cтрунные партии поддерживаются синтетическими шумами в сложной ритмической окантовке. Английским эквивалентом названия проекта является слово Awed — в нем есть важный для участников оттенок особой завороженности, где грань между ужасом и благоговением («страх Божий») стремится к исчезновению.

Вход свободный.

15 июля, ВТ, 22.00

Фильм: ЗВЕНИГОРА / Александр Довженко, 1927, 92 мин

Абсолютно уникальное поэтическое произведение Александра Довженко, в котором на двух тысячах метров пленки он пропускает целое тысячелетие, — первая часть так называемой «украинской трилогии Довженко» («Звенигора», «Арсенал», «Земля»).

Фильм состоит из 12 эпизодов, в каждом из которых рассказывается один из ключевых моментов украинской истории, начиная со времён варягов до гражданской войны и Октябрьской революции. Все эпизоды представлены в виде сюрреалистического сна и объединены фигурой символического Деда. Именно этот фильм сделал молодого режиссёра знаменитым и произвёл большое впечатление на Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина, однако новаторские приёмы в работе режиссёра заставили представителя ВУФКУ в Москве сказать о «Звенигоре»: «Никто ничего понять не может».

Озвучка: Алексей Круглов, Алексей Наджаров, Денис Шушков, Пётр Талалай

Алексей Круглов — саксофонист, композитор, режиссер-постановщик. Развивает свои идеи в области нового искусства, разрабатывая авторскую систему воплощения художественных образов в звуковом пространстве. Круглов появился в джазовом мире столицы не так давно — в 2000-ом году дал серию первых концертов с «Круглов Бэнд», чем обратил на себя внимание московской музыкальной критики. Экспрессивный подход к созданию импровизационной музыки – визитная карточка Алексея Круглова, а эксперименты с подбором инструментов (Алексей может играть на нескольких саксофонах одновременно) выделяют его из круга отечественных джазменов. Состав, с которым будет выступать музыкант: Алексей Круглов, Алексей Наджаров, Денис Шушков, Пётр Талалай.

Информационные партнеры:

комментарии:

V36x36_8b059b7078e61893

Натали Просвирина

Какая стоимость билетов на немое кино?
V36x36_aa6a278e29156da5

Администрация

Добрый день! На все показы кроме 12 августа - вход свободный! Стоимость билета на 12 августа (фильм Михаила Кауфмана ВЕСНОЙ в озвучке Рафаэля Антона Ирисарри) - 350 р. Билеты можно купить в ИНФОБОКСЕ.
V36x36_d70a37bb88d6a5d8

Лиза Панова

Иногда жалеешь только о том, что о некоторых вещах узнаешь слишком поздно... Так было и вчера( вернее уже позавчера ), когда мы всей семьей выбрались на ночной кинопоказ. Что сказать? Советское немое кино 20-х годов (да еще первое в своем роде документальное) под аккомпанемент топовых музыкантов - потрясающий, интереснейший опыт. Давно хотела заняться изучением кинематографа(не профессионально, конечно, так для себя),но все как-то руки не доходили. Зато теперь я получила хороший "пинок под зад", и может начну развиваться в этом направлении. Отдельное спасибо за идею сочетать музыку( да еще какую!) и видеоряд. Это правда круто!!! Эх, если бы я знала, что вы существуете уже 2-ой год, я б ходила с начала лета. Но, увы, узнала я о вас только сейчас(когда через пару дней мне надо уезжать)... Но следующим летом я ваш преданный зритель!